Карикоми — японское искусство формировать растения со смыслом

В своём высшем проявлении японский сад скорее относится к области архитектуры, чем ботаники, это природа, преображённая искусством, где каждый элемент продуман до мельчайших деталей и подчинён единому художественному замыслу. Одним из ярких примеров такого искусства является карикоми — древняя японская техника придания деревьям и кустарникам причудливых форм, напоминающих животных, птиц, мифических существ или абстрактных силуэтов. Это искусство используется там, где на первый план выходит визуальная игра и декоративность, подчёркивающая технические способности  и творческие замыслы человека.

История карикоми уходит корнями в древние традиции Китая и Индии, но именно японские мастера довели его до уровня высокого искусства. Первые упоминания о формировании крон деревьев встречаются ещё в VIII веке в «Кокондене» — одном из старейших трактатов по садоводству. Более конкретные свидетельства использования этих методов относятся к периоду Хэйан (794–1185 гг.), когда в садах императорских дворцов и буддийских монастырей уже практиковали придание деревьям причудливых очертаний.

Вечнозеленые кокарикоми из азалий на фоне «пылающих» кленов в осеннем саду храма Сисэн-до («Дом великих поэтов»), XVII в., Киото, Япония.

Вечнозеленые кокарикоми из азалий на фоне «пылающих» кленов в осеннем саду храма Сисэн-до («Дом великих поэтов»), XVII в., Киото, Япония.

Бурное развитие карикоми получило в эпоху Эдо (XVII–XIX века), когда интерес к ландшафтному дизайну и символике природы был особенно высок, одновременно с возросшей популярностью бонсая и нильварии — искусства садового оформления. Именно тогда появились первые рукописи и иллюстрации, подробно описывающие техники стрижки, используемые инструменты и подходящие виды растений. Среди них — сборник «Хондзава-энаки», содержащий зарисовки деревьев в виде черепах, драконов и других мифических существ. В XVII–XIX веках также стали появляться специальные каталоги, которые использовались как учебные пособия для учеников-садовников.

Процесс создания карикоми — это не столько техническая операция, сколько диалог между человеком и растением. Формирование происходит постепенно, с учётом естественного роста дерева, его силы и характера. Мастер не принуждает природу, а помогает ей раскрыться в новом виде, словно разговаривает с ней на языке ветвей и листьев. Карикоми становятся не только украшением сада, но объектами медитации и источниками вдохновения. Для работы мастера применяли простые, но точные инструменты: секаторы, сучкорезы, ножницы для стрижки и иногда проволоку, чтобы направлять рост ветвей. Однако главное в карикоми — терпение. Результат мог проявиться лишь через годы, а некоторые композиции формировались десятилетиями, а то и несколькими поколениями садовников.

Разбросанные по пригоркам облака-карикоми нависают над «горами» и рекой в восточном саду храма Кодай-ин на священной для буддистов горе Коя, XVII в., Киото, Япония.

Разбросанные по пригоркам облака-кокарикоми нависают над «горами» и рекой в восточном саду храма Кодай-ин на священной для буддистов горе Коя, XVII в., Киото, Япония.

Исторически предпочтение отдавалось вечнозелёным породам, способным выдерживать частую обрезку и сохранять форму: туя, самшит, можжевельник, сосна — особенно черная сосна (Pinus thunbergii). Эти растения были практичными и несли особую символику: сосна олицетворяла долголетие и стойкость, можжевельник считался знаком защиты и очищения. Особое место в карикоми занимает использование цветущих растений, в частности — азалий. Их густая, легко поддающаяся стрижке крона и склонность к активному ветвлению делали азалии идеальным материалом для объёмных фигур. В отличие от хвойных, которые радуют формой круглый год, азалии добавляли сезонную красоту: весной их формы буквально оживали в буйстве красок. Однако работа с ними требует особого мастерства — важно не нарушить цикл цветения при обрезке.

Весеннее цветение азалий придает оокарикоми особое очарование.

Весеннее цветение азалий придает оокарикоми особое очарование.

В зависимости от масштаба и творческого замысла карикоми делится на два типа — большие и малые. Величественные оокарикоми представляют собой живые изгороди, сложенные из плотно посаженных растений, аккуратно подстриженных так, чтобы визуально сливаться в единое целое. Эти формы могут выполнять как декоративную, так и функциональную роль, например, служить фоном для других элементов сада или зонировать пространство.

Среди оокарикоми выделяются разные стили: намикарикоми, где волнообразные линии повторяют движение воды; данкарикоми, выполненные в виде чётко выраженных горизонтальных слоёв; магакикарикоми — пышные изгороди округлых очертаний; хиракарикоми с плоскими стриженными поверхностями; и ямакарикоми, имитирующие силуэты гор или холмов. Каждый из этих видов несёт свою символику и используется в больших регулярных садах или при оформлении исторических парков.

Пышные шапки ивы шаровидной выполнены в технике магакикарикоми.

Пышные шапки ивы шаровидной выполнены в технике магакикарикоми.

Более скромные по размеру кокарикоми — это отдельно стоящие кусты или деревья, искусно сформированные в причудливые силуэты животных, птиц или абстрактных фигур. Они особенно эффектно смотрятся на холмистых участках, где их формы раскрываются с разных ракурсов. Такие композиции требуют внимания к деталям и аккуратной ежегодной стрижки, чтобы сохранять чёткий контур и выразительность. Выбор формы зависел от нескольких факторов: местоположения сада, его назначения, сезонности растений и символики. Например, дракон (Рью) символизировал могущество и защиту, а его длинная извивающаяся форма часто размещалась на склонах холмов или рядом с водоёмами. Черепаха (Камэ) олицетворяла долголетие и мудрость, а журавль (Цуру) — счастье и верность. Нередко эти фигуры создавались в паре, как воплощение гармонии неба и земли. Также встречались птиц и даже редкие человеческие фигуры, требующие особой аккуратности. В современном ландшафте наибольшее развитие получили изображения гор или волн, как элементы создания миниатюрных пейзажей в так называемых «сухих садах» - «карэсансуй».

Примеры известных мест, где сохранились живые скульптуры в стиле карикоми, можно найти по всей Японии. Сад Ниндзё-ин в Киото славится стрижеными соснами в форме животных, а сад Камакура Гонгэн — можжевельниками в виде волн и птиц. В садах замка Химэджи используются композиции в виде мифических существ, а префектура Оита прославилась древними стриженными садами из азалий.

Взаимопроникновение культур – оокарикоми гармонично вписываются в европейскую парковую стилистику.

Взаимопроникновение культур – оокарикоми гармонично вписываются в европейскую парковую стилистику.

Карикоми — это настоящее философское и художественное направление, в котором каждый завиток ветви и изгиб линии несёт определённый смысл. Формы, созданные мастерами прошлого, были не только элементами дизайна, но и посланиями из мира мифов, религиозных верований и учений о гармонии. Эти живые скульптуры продолжают радовать глаз и сегодня, являясь свидетелями многовековой связи человека с природой. 


Комментарии
11
Алексей Владимирович 6д.
Я первый раз читаю такую информацию от ландшафтника. По поводу дорожек где протоптали так значит и удобно ходить. И там значит нужно делать дорожку. Ну это же так очевидно. Я ни где такую информацию не встречал. А сам знал её мне ещё в детстве мама это говорила
Алексей Владимирович 6д.
Я первый раз читаю такую информацию от ландшафтника. По поводу дорожек где протоптали так значит и удобно ходить. И там значит нужно делать дорожку. Ну это же так очевидно. Я ни где такую информацию не встречал. А сам знал её мне ещё в детстве мама это говорила
Алексей Владимирович 6д.
Я первый раз читаю такую информацию от ландшафтника. По поводу дорожек где протоптали так значит и удобно ходить. И там значит нужно делать дорожку. Ну это же так очевидно. Я ни где такую информацию не встречал. А сам знал её мне ещё в детстве мама это говорила
Алексей Владимирович 6д.
Я первый раз читаю такую информацию от ландшафтника. По поводу дорожек где протоптали так значит и удобно ходить. И там значит нужно делать дорожку. Ну это же так очевидно. Я ни где такую информацию не встречал. А сам знал её мне ещё в детстве мама это говорила